Религиоведческая экспертиза

Почему религиоведческая экспертиза применяется всё чаще? Религия — одна из наиболее «неудобных» сфер для правовой оценки и применения действующего законодательства. Дело в том, что свобода совести, зафиксированная в ст. 28 Конституции РФ, даёт гражданину РФ, а также иному лицу, находящемуся на территории РФ не только право исповедовать религию как индивидуально, так и в группе с единомышленниками, но и распространять своё вероучение (если таковое не запрещено на территории РФ), а также строить свою жизнь, быт и взаимодействие с окружающими в рамках своего религиозного мировоззрения. Учитывая, что РФ, согласно ст. 14 Конституции РФ Россия — светское государство, то в правовом поле неизбежны ситуации, когда права верующих и мировоззрение верующих не будут соответствовать либо друг другу, либо действующему законодательству РФ. Поэтому и со стороны правоохранительных органов, и со стороны духовных учреждений, объединений, организаций требуется серьёзная работа в правовом поле, чтобы данные случаи несовпадения не перерастали в конфронтацию и системное противостояние.

            Ситуацию усугубляет активизация деятельности религиозных конфессий, организаций и объединений, включение их в повседневную жизнь отечественного общества, в хозяйственную и образовательную деятельность, во многие сферы культуры и образования. Также актуальность религиоведческих исследований повышается в связи с конкретизацией отечественной законодательной базы в отношении религии и религиозных объединений. В своё время введение статьи 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») послужило одной из причин увеличения количества специфических судебных и соответственно, религиоведческих экспертиз.

            Одну из важнейших ролей в системе государственно-конфессиональных, гражданско-конфессиональных и межконфессиональных взаимоотношений играет судебная практика. Юристы вынуждены всё чаще учитывать религиозный фактор при рассмотрении, казалось бы, не касающихся религии дел: имущественных вопросов, вопросов в области предотвращения экстремистской деятельности, вопросов хозяйственной деятельности, санитарных норм, государственных стандартов продуктов питания, вопросов о медицинских услугах и т. д. Без специальной подготовки в области религиоведения и/или теологии, подчас разобраться в тех или иных вопросах попросту невозможно. Безусловно, если юрист имеет дополнительное профильное образование на уровне магистратуры, оно облегчает ему работу, но всё-таки не даёт возможности досконально разобраться в нюансах религиозных направлений, количество которых (особенно — в области НРД (Новых религиозных движений) постоянно увеличивается. Таким образом, для того, чтобы иметь возможность адекватно оценить религиозную составляющую объекта исследования, специалист должен не только иметь определённое образование, но и постоянно следить за изменениями в религиозной ситуации РФ и знать о появляющихся и видоизменяющихся религиозных группах (например, дискредитировавших себя противоправными действиями группах, проводящих ребрендинг, видоизменяющих свою доктрину и продолжающих деятельность, как, например, организации М. В. Цвигун или С. М. Пеуновой (Лады-Русь) и т. п.).

             Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях религиозный фактор выходит за рамки исключительно культурных или традиционных отношений, он становится фактором, непосредственно влияющим на все стороны жизни российского общества, от государственной службы до экономики. Поэтому религиоведческая экспертиза всё чаще становится необходима в делах, в которых ещё несколько лет назад она показалась бы неуместной.

            В каких областях чаще всего применяется религиоведческая экспертиза? Как уже говорилось выше, религиоведческая экспертиза может сегодня применяться в совершенно разных областях права.

            В первую очередь, это — вопросы государственной регистрации религиозных организаций и объединений. Как правило, Министерство Юстиции Российской Федерации в соответствии со ст. 11 п. 8 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» назначает религиоведческую экспертизу в рамках процедуры регистрации объединений, позиционирующих себя, как религиозные движения или религиозные организации. Объектом исследования для эксперта в этом случае становится объединение, претендующее на государственную регистрацию в качестве религиозной организации. В рамках этого вида экспертизы, эксперт-религиовед прежде всего должен ответить на вопрос — какое отношение исследуемый объект имеет к религии. Является ли организация, объединение — религиозной, осуществляет ли религиозную деятельность, имеет ли религиозное вероучение и атрибуты исповедания данного вероучения. То есть, эксперт — религиовед должен чётко определить, соответствует ли исследуемый объект понятию «религиозный» и может ли в дальнейшем существовать, соответствуя признакам данного понятия. 

            Когда речь идёт о судебной экспертизе, спектр вопросов, рассматриваемых в рамках данного вида исследований, гораздо более широк. Основной задачей судебной религиоведческой экспертизы в любом случае остаётся максимально полный и объективный ответ эксперта в рамках своей компетенции на поставленные перед ним конкретные вопросы, что и является одним из доводов для принятия судом решения по делу. В частности, на основании экспертного заключения суд получает дополнительные данные для выявления признаков, юридически квалифицируемых по их соответствию или несоответствию действующему законодательству РФ.

            Достаточно часто основной задачей религиоведческой экспертизы становится точная идентификация религиозной организации, группы, религиозного направления внутри конфессии, священного текста и его элементов, а также иных религиозных объектов относительно их принадлежности к конкретному религиозному вероисповеданию, вероучению. Зачастую, например, толкование Священного текста или элемент ритуала, или элемент религиозно-правовой системы и даже «исторически сложившийся обычай» могут формально идентифицироваться, как часть традиционной конфессии, но фактически — принадлежать к её внутреннему радикальному течению, которое представители традиционной конфессии согласно традиционным догматам принимают как «своих», но сами радикалы идентифицируют «традиционалистов», как «чужих» и не подчиняются их лидерам.  Так для радикалов может быть недопустимым не только толерантное отношение к иноверцам, но даже нахождение с иноверцами в одном помещении. Нетрадиционные направления религиозного вероучения могут подменять религиозные ценности и даже основные элементы вероучения.

            Религиоведческая экспертиза может исследовать в качестве объекта не только религиозную/нерелигиозную группу или организацию в комплексе, но и её отдельные элементы, а также — исповедуемое/используемое вероучение, Священные Тексты (если таковые не подпадают под определение ст. 3.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», то есть не являются частью Священных текстов — Библии, Корана, Танаха и Ганджура), символику, ритуалы, систему культовой и внекультовой деятельности и т. д.

            Одним из наглядных примеров стал недавний прецедент решения Мирового судьи судебного участка Республики Ингушетия, осудившего гинеколога клиники «Айболит» (г. Магас) за совершение процедуры «женского обрезания» над 9-летней девочкой. В суде данное действие фигурировало, как «ритуальное». Учитывая, что в вероучении традиционных для Российской Федерации конфессий не содержится предписаний для совершения такой операции (например, в традиционных для территории РФ направлениях Ислама такая операция оценивается от «нежелательной» до категорически запрещённой), для точной квалификации такого действия (можно ли отнести такую операцию к религиозной практике) необходимо было бы провести и полноценную религиоведческую экспертизу.

             Следует отметить, что в последние годы произошло уточнение законодательства в отношении государственно-конфессиональных отношений, а также — деятельности религиозных организаций и объединений и взаимоотношений граждан с религиозными организациями и объединениями. После внесения ряда изменений, в сфере религиоведческой экспертизы особое значение приобрели вопросы идентификации действий отдельных лиц и объединений, как религиозные или нерелигиозные. Например, этот вопрос остро встаёт в отношении деятельности образовательных учреждений, поскольку согласно редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 117-ФЗ акцентируется обязанность государства обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

            Так, например, достаточно часто поднимаются вопросы о действиях педагогов либо иных работников образовательного учреждения или лиц, посещающих учебное или воспитательное учреждение по разным причинам.

            Определение, чем являются действия лица, контактирующего с учащимися: учебным занятием или религиозно-миссионерским действием также может быть затруднительно без участия специалиста-религиоведа. Равно — как оценка содержательной части учебного материала.

            Аналогичная ситуация складывается с оценкой публичного выступления: является ли оно светским просветительским мероприятием, или по каким-либо признакам его можно признать эпизодом религиозно-миссионерской деятельности.

            Также заключение эксперта-религиоведа может понадобиться при урегулировании имущественных вопросов в отношении религиозного объединения или организации. Поскольку Российская Федерация является светским государством, то имущественные отношения регулируются соответствующими правовыми актами РФ. Однако, в ряде религиозных вероучений существует своя трактовка имущественных прав и обязанностей для верующих, членов его семьи и т. д. Возможны случаи несовпадения религиозной и светской имущественно-правовых систем, что может привести к необходимости правовой оценки действий лиц (группы лиц), мотивирующих свои действия религиозной доктриной. В подобных случаях может быть полезной оценка ситуации экспертом-религиоведом, что позволит избежать как вопросов, связанных с реализацией прав граждан на свободу вероисповедания, так и с адекватной оценкой действий верующих в отношении чьего-либо имущества (например — отделение религиозных мотивов от мошеннических схем или хулиганских побуждений и т. п.).

            Немаловажное значение может иметь результат религиоведческой экспертизы в отношении использования символики и терминологии как в религиозной деятельности, так и вне её (например, в индустрии туризма, продуктов питания, культуры и искусства и т. д.). Так в РФ имели место попытки интерпретации элементов геометрического, растительного и зооморфного орнамента за религиозные символы, а также — претензии отдельных групп лиц на исключительное право использования той или иной символики, либо — стандарта.

            Свежи воспоминания о том, как на территории Республики Татарстан и Российской Федерации вообще возникали многочисленные вопросы по поводу использования термина «Халяль» в названии или маркировке продуктов питания, а также — иной продукции. Доходило до опасных курьёзов, когда, например, маркировка «халяль» ставилась на продукты, при изготовлении которых использовалась свинина. Решение проблемы было найдено лишь тогда, когда в результате сотрудничества государственных ведомств и духовных учреждений был создан Предварительный национальный стандарт РФ — ПНСТ 378-2019, дающий определение и признаки стандарта «халяль» для территории РФ. До этого проблема определения правомочности применения маркировки «халяль» стала причиной нескольких серьёзных судебных процессов на территории РФ.

            Также нередки случаи попыток выдать символику, имеющую сходство с символикой, признанной экстремистской до степени смешения, за религиозные символы той или иной религиозной группы. Особенное внимание эксперту приходится уделять необоснованному использованию религиозной символики, а также — попыткам выдать за религиозную символику элементы фольклора, изобразительного искусства и т. п.

            Так, например, представители как неоязыческих, так и «восточных» религиозных групп используют символ свастики (коловрата), который может иметь сходство до степени смешения с нацистской символикой, запрещённой на территории РФ. В геральдике существует несколько десятков видов данной фигуры, каждый из которых имеет свои отличительные признаки. В религиозной символике данный вид символа также используется в ряде религиозных групп. Определить, является ли использование какого-либо из указанных символов — религиозным действием и можно ли идентифицировать используемую фигуру как нацистскую символику может только комплексная экспертиза.

            Проблемы практического применения религиоведческой экспертизы. Чаще всего религиоведческая экспертиза носит комплексный характер, либо является частью комплексной экспертизы. Эксперту в ходе работы, как правило, необходимо условно выделить в исследуемом объекте такие составляющие, как:

            — элементы вероучительной догматики, соответствующие Священным текстам вероучения, его догматике;

            — специфические элементы вероучения или иных элементов объекта, позволяющие максимально точно идентифицировать конкретное направление в рамках религиозной конфессии (направление христианства, ислама, буддизма или иной религии);

            — элементы авторской интерпретации вероучительных догматов, отражённые создателем объекта исследования (текста, изображения, предмета культа и т. д.);

            — элементы вторичной интерпретации объектов, если таковые наличествуют (например — археографический конвой издателя или переводчика богословского трактата, написанного ранее автором, опирающимся на тексты Священного писания или Священного предания).

            Такого рода квантификация составляющих объекта исследования необходима для того, чтобы во-первых, отделить те элементы исследуемого объекта, которые не подпадают под действия экспертной оценки (например, уже упоминавшиеся тексты и цитаты Библии, Корана, Танаха и Ганджура); во-вторых, определить степень интерпретации (и её воплощения в конкретном объекте) создателей объекта исследования на каждом этапе его формирования (например, символ — художник — средневековый толкователь-богослов — современный толкователь — переводчик/издатель создавший систему сопровождающих пояснений — археографического конвоя); в-третьих, определить соответствие созданных интерпретаций — первоисточнику (в том числе и не подпадающему под возможность экспертной оценки).

            Исходя из сказанного выше, необходимо учитывать, что эффективность религиоведческой экспертизы в большей степени, нежели в иных видах экспертизы, зависит от точной формулировки вопросов, на которые предстоит отвечать эксперту.

            В первую очередь, это касается вопросов определения принадлежности тех или иных признаков. Так, достаточно часто встречающийся общий вопрос о наличии в религиозных текстах признаков пропаганды превосходства или дискриминации группы лиц по религиозному признаку, в отношении религиозных текстов часто бывает бессмысленным, поскольку практически в Священных Текстах большинства религий провозглашается доктрина единственно-правильного, истинного, боговдохновленного вероучения, а в отношении верующих указанной религиозной группы/объединения/конфессии — статус единственно-достойной, наилучшей жизненной и посмертной судьбы группы лиц. То есть, в большинстве Священных Текстов по формальным признакам можно найти элементы, содержание которых можно охарактеризовать, как дискриминацию иноверцев по отношению к «своим» верующим по религиозному (а нередко и по иным) признаку/признакам. Таким образом, данный вопрос необходимо конкретизировать таким образом, чтобы эксперт мог выделить, какой именно элемент ему необходимо исследовать, чтобы ответ на вопрос мог с одной стороны — помочь в установлении истины, с другой — мог быть использован в принципе.

            Ещё один аспект — определения. Сравнительно редко в религиоведческой экспертизе присутствуют вопросы о полноте, адекватности и достоверности определений, даваемых как комментаторами Священных текстов, так и издателями, переводчиками, составителями. Иногда отсутствие данного вопроса ведёт к неполному раскрытию необходимой информации, поскольку неполное определение, данное религиозному термину, способно спровоцировать как распространение искажённого религиозного вероучения, так и к радикализации религиозной общины. Так, например, необоснованная трактовка термина «джихад» исключительно как «религиозной войны» (что прямо противоречит «Социальной доктрине российских мусульман», подписанной в 2015 г.), может повлечь за собой радикализацию религиозных взглядов лиц, исповедующих ислам, но при этом не имеющих достаточного религиозного образования.

             Безусловно, формат статьи не даёт нам возможности в полной мере описать все вопросы, касающиеся проблемы религиоведческой экспертизы, однако не вызывает сомнения, что актуальность религиоведческой экспертизы, как в составе комплексных экспертиз, так и в виде отдельного исследования в среднесрочной перспективе останется высокой в самом широком спектре отечественного права.